Эссе написано в рамках муниципального
конкурса молодых специалистов
«Педагогический дебют» в 2010 году
Учитель – это судьба!
Учитель,
наставник… Сколько существовало, и будет существовать человечество, столько и
будет жить вечное понятие «учитель».
«Дар
учителя передается по наследству», -
говорят в народе. Из учительской семьи, которая уже в третьем поколении
продолжает сеять разумное, доброе, вечное, вышла и я. Замечательным образцом
для подражания были родные мне люди. Моя
бабушка проработала учителем начальных
классов более 40 лет. Она является «Ветераном труда». Не счесть количества
фотоальбомов, которые бережно хранятся и часто перелистываются – фотографии учеников,
давно ставших взрослыми и состоявшимися как личности.
Я
пошла по стопам мамы – учителя математики. Она привила мне любовь к ее
прекрасным законам, научила мыслить логично, лаконично и доказательно,
показала, что математика – это не числа и формулы, а полет мысли, полет
фантазии! Этот человек является для меня замечательным образцом для
подражания. Мама работает в школе уже 31
год. Таким образом, наш совместный стаж более 70 лет. А если покопать глубже,
то я из рода Вереневых, среди которых было не мало известных учителей, как
например, Веренев Алексей Михайлович, бывший директор ТСШ № 2. Он был талантливым человеком и
прекрасным педагогом. Для меня педагогическая династия – это основа профессионализма
и лучшая школа.
Два
года назад я впервые неуверенно вошла в класс. Разница в возрасте между мной и
старшеклассниками была совсем незаметной. Первые успехи и первые ошибки… Сейчас
я уже поняла главное: мне действительно нравится работать с детьми, школа стала
частью моей жизни. Я не тороплюсь из школы после уроков и частенько бегу туда
еще раз вечером, чем вызываю недовольство у сторожа. Ежедневно ощущаю на себе
сложность и прелесть данной профессии. Успела понять, что дети – благодарные и
бескорыстные собеседники. С ними интересно и им я хочу посвятить свою жизнь.
Учитель
ведет по ступенькам взросления будущего инженера и космонавта, юриста и
строителя. Учитель формирует фундамент их знаний и умений, основы их
мировоззрения и характера. Учитель работает на завтрашний день. «Хороший учитель – это, прежде всего человек,
который любит детей, находит радость в общении с ними. Верит в то, что каждый
ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко
к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает,
что и сам он был ребенком»,- считал В. Сухомлинский. Именно эти слова замечательного
педагога являются для меня руководством в работе с детьми. Стараюсь, сколько возможно, сделать каждый урок
интересным, развивать творческую активность моих учеников. Стараюсь выполнять
свое дело не только честно, но и творчески. В профессии учителя невозможно
остановиться, необходимо постоянно расти над собой. Учитель в современном мире
- тот же ученик. Именно в этом ценность учения: не только отдавать знания
ученикам, но и уметь учиться и стремиться к профессиональному росту самому.
Во
время урока я всматриваюсь в детские глаза. Если глаза искренние и теплые,
улыбка на лице, ребенок внимателен и отвечает с интересом, гордится своими
победами, значит, дома у него царит любовь и понимание. Но как мало таких глаз!
Есть глаза озорные, интерес в них вспыхивает на короткий период, а потом
ребенок отключается. Это баловень судьбы. Он привык делать не то, что надо, а
то, что хочет. Дома его жалеют, оберегают от труда, воспитывая беспечность и
неуважение к старшим. А вот взгляд холодный и злой. Это ребенок лишенный
материнского внимания. А есть усталые глаза маленького старичка, в которых
вечный страх. Ребенок боится проявить себя: вдруг ошибется. Унизят
одноклассники, накажут дома. Но самое страшное для учителя: пустые глаза.
Ничего интересного ни для себя, ни для других. Поел, отсидел, ушел. Родители
такого ребенка заняты собой. Он сирота при них живых. И таких глаз очень много.
Страшно за них.
Я
постараюсь зажечь искорку надежды и радости в грустных глазах, дать важную
работу озорным глазам, обниму и добавлю добра в глаза дерзкие, постараюсь
увлечь пустые. Сколько придется вложить терпения, творчества, чтобы получить
хоть маленькую капельку самоотдачи. Как я буду рада, когда эти глаза будут
смотреть на меня чуть по- новому!
Пока
я благодарна, свей судьбе, которая привела меня в школу. Я верю, что будут
минуты, когда удастся побудить лучшие чувства в детях, когда победа ребенка
станет моей победой, его радость – моей радостью и моя любовь к детям вернется
ко мне в их благодарных глазах.
Что
есть «учитель» для меня?
Что
для меня то слово значит?
«Учитель»
есть судьба моя,
Судьба
моя… и не иначе.
|